Москвичам навязывают поверку счетчиков

Юристы советуют не поддаваться натиску «коммунальщиков»



Энергетика, энергетическое и электротехническое оборудование

счетчики на холодную и горячую воду
  Не очень хорошее знание гражданами меняющегося законодательства в сфере ЖКХ плюс страх попасть под какие-нибудь штрафные санкции — благодатная почва для всякого рода дельцов. Очередная волна злоупотреблений, прокатившаяся по Москве, коснулась счетчиков на холодную и горячую воду. Пользуясь названием, очень близким к названию госучреждения, и якобы ссылаясь на законы, фирма настоятельно рекомендовала жильцам пройти платную поверку приборов силами своих специалистов. Адвокат, эксперт по защите прав потребителей Дмитрий Лесняк рассказал «МК», как уберечься от навязывания услуг и липовых проверщиков.

  Помню, одним из самых сильных впечатлений, когда из частного дома я приехала «посторожить» московскую квартиру друзей-отпускников, стал ежедневный вал писем в почтовом ящике. Это были не просто рекламные листовки, а бланки каких-то неведомых организаций с печатями и в конвертах, рассказывающие о необходимости срочной замены всех стеклопакетов в доме (со скидкой льготным категориям), установке новых входных дверей, проверке электроплиты, стиральной машины и т.д., и т.п. Сначала я даже хотела экстренно сообщить хозяевам, что они уехали в самый ответственный период жизни их многоэтажки и надо как-то разруливать ситуацию. Но внимательнее вчитавшись в «официальные послания» глав управлений и заместителей начальников инженерных подразделений, я поняла, что это всего лишь рекламные ходы ушлых креативщиков.

  — В Москве регулярно появляются фирмы, которые продают людям какие-то счетчики или проводят проверки, а потом, собрав с граждан деньги, испаряются, — подтверждает печальную практику наш эксперт Дмитрий Лесняк.

  Хотя необязательно, чтобы речь шла о конторе-однодневке. Может быть и реально действующая компания, которая тем не менее выбирает такой довольно навязчивый сервис, подталкивая людей к тратам в свою пользу.

  В случае со срочной поверкой счетчиков горячей и холодной воды, с которым в очередной раз столкнулись москвичи, фирма пошла проторенной дорожкой. В качестве бренда предприниматели взяли название, максимально близкое к ГБУ «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ), хорошо известный жителям столицы. Объявление распечатали на бланке с шапкой с логотипом, телефонами, адресом сайта и указанием ИНН, исходящим номером документа. А далее напутствовали москвичей, что по №102-ФЗ РФ от 26 июня 2008 года приборы горячего водоснабжения необходимо проверять раз в 4 года, а холодного — раз в 6 лет силами государственной метрологической службы или уполномоченных организаций. Если же такую поверку граждане не проведут, то согласно постановлению Правительства РФ №307 от 23.05.2006 года им станут начислять плату по показаниям общедомового счетчика. Поэтому, если кто еще не проверился, ему «необходимо обратиться для оформления заявки» по телефону, разумеется, самой фирмы.

  Как пояснил «МК» Дмитрий Лесняк, в федеральном законе сроки поверки счетчиков вообще не указаны. Следить за сроками должен сам потребитель. Если потребитель нарушит срок, тогда действительно могут начать начисления по общедомовому счетчику.

  Юрист напомнил, что другая постоянно всплывающая тема — об обязательной установке газовых счетчиков — все еще не получила законодательной основы: есть общая озвученная цель в рамках программы энергосбережения, но ясного механизма — когда что делать и какое наказание последует в случае неисполнения, нет. Связано это в первую очередь с разнородностью и частичной ветхостью газового хозяйства в стране, из-за чего единоразово обязать всех резать трубы и «вешать» измерительные приборы проблематично.
  Елена Николаева
  Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №27099 от 13 мая 2016